Добровольная Инициатива широкого круга заинтересованных сторон - CoST (Construction Sector Transparency Initiative) с секретариатом в Лондоне (Великобритания) предназначена для обеспечения прозрачности и подотчетности строительства, осуществляемого за счет публичных средств.

Инициатива CoST раскрывает информацию по строительству дорог в Украине на всех этапах: планирование, тендеры, выполнения работ и надзор. Команда Инициативы сейчас на финальной стадии верификационных отчетов по двум проектам дорожно-строительной отрасли.

В студии Громадське.радио Наталья Форсюк - директор Национального Секретариата CoST в Украине.

Любомир Ференс: Насколько мне известно, у вас сейчас готовятся первые верификацини отчетов по проектам дорожно-строительной отрасли: ремонт/строительство Киев-Знамянка и Киев-Харьков Довжанский на участке Лубны-Полтава. Что такое верификационные отчеты и чем занимается CoST?

Наталья Форсюк: Это Международная инициатива, которая работает на платформе построения доверия между бизнесом, общественностью и правительством. На сегодня мы имеем Меморандум о взаимопонимании с Министерством инфраструктуры и Укравтодором, и исследуем дорожные проекты. Это те, что вы назвали, и ремонт дорог государственного значения, а также Карпатский край.

На сегодня готовы три верификационных отчета: «Лубны-Полтава», «Киев-Знаменка» и «Ремонт дорог государственного значения». И к выходу готовится «Карпатский край». Мы с помощью организаций (Укравтодора и служб автомобильных дорог в областях) раскрываем информацию по строительству на всех этапах: планирование, тендеры, выполнения работ и надзор. Службы автомобильных дорог раскрывают эту информацию, затем мы нанимаем независимых консультантов-специалистов дорожной отрасли. И они исследуют достоверность этой информации.

Сергей Стуканов Какие вы наблюдаете положительные и отрицательные стороны в планировании?

Наталья Форсюк: Здесь много факторов. На сегодня планирование, как мы видим, осуществляется недостаточно профессионально. Непонятные критерии планирования: что учитывается, какова интенсивность движения на участках и протяженность дорог.

Некоторые регионы получают больше денег, чем другие. И непонятно, почему: или там производственные мощности, которые требуют лучшего состояния дорог, или интенсивность движения, проходят пути.

Сергей Стуканов: И системный подход не просматривается?

Наталья Форсюк: На сегодня его, к сожалению, нету, хотя государственная программа существует. Я думаю, сегодня не отслеживается интенсивность движения, не отслеживается, куда и какие грузы едут. У таможни есть информация, но она не очень охотно ею делится. Собрать информацию вместе, чтобы грамотно планировать, сегодня почему-то очень трудно в нашем государстве.

Сергей Стуканов Как между областями распределяются бюджетные средства на ремонт дорог?

Наталья Форсюк В отчетах мы полностью освещаем объем финансирования за счет госбюджета, по таможенным средств, из средств местных общин. Разница очень большая. Некоторые получают миллиард или почти два, а некоторые – 300 миллионов.

На сегодня области, которые мы исследовали, очень показательно дают факты, что некоторые области из государственного бюджета получают на ремонт гораздо больше, чем другие. Возможно действительно есть такая потребность. Но обоснование этого мы не можем найти. Надо, чтобы были понятны причины и аспекты планирования: они должны быть прозрачными. Службы, Укравтодор не дают информацию, как будут распределяются средства.

Сергей Стуканов: Какова ситуация с тендерами?

Наталья Форсюк: На сегодня тендер проводит не Укравтодор, а службы автомобильных дорог в областях. Есть области, где количество участников тендера чрезвычайно маленькая.

Любомир Ференс: Мы наблюдали ремонт в Киеве - здесь почти все ремонты делает любимая компания главы Львова - турецкий «Онур». Что мы можем о ней сказать?

Наталья Форсюк: Не очень много иностранных компаний участвовали в тендерах. Это не означает, что «Онур» лучше, хуже или имеет связи. Они уже имеют опыт, много техники, с ними многим областям легче начать работать. Но, конечно, есть очень низкая активность международных компаний. Сейчас они немножко активизируются, а чем больше количество участников тендера, тем лучше ценовые предложения.

Мы исследовали Хмельницкую, Кировоградскую область, есть два участников тендера, которые делят между собой тот рынок. Трудно сказать, нет ли у них больше конкуренции, или созданы условия, когда конкуренции не может быть. В Тернопольской области один и тот же подрядчик выигрывает все тендеры и о конкуренции речь вообще не идет.

Любомир Ференс: Ямочный ремонт проходит из года в год. Почему так происходит?

Наталья Форсюк: Средств недостаточно, это не секрет. На самом деле, Укравтодор, службы автомобильных дорог уже отходят от него. Они сейчас переходят на текущий, средний ремонт. Но, к сожалению, в большинстве случаев даже текущий и средний ремонт не может решить проблемы.

Текущий и средний ремонт назначается тогда, когда надо восстановить равенство и шероховатость дороги. А капитальный ремонт назначается тогда, когда дорога имеет недостаточную прочность. Поскольку дороги строились 30 лет назад и были рассчитаны на семь тонн (а сегодня нагрузка - 11,5 тонн), 90% дорог не выдерживают нагрузки. Поэтому наблюдаем явление, когда отремонтировали дорогу, закатали новым асфальтом, - а через месяц колейность и стоят лужи.

Любомир Ференс: Сколько лет нужно в Украине, чтобы мы хоть немного приблизились, например, в Польшу?

Наталья Форсюк: Все зависит от планирования и финансирования. Сейчас много надежд возлагается на Дорожный фонд. Но планирование в этом случае имеет даже большую ценность. Если мы не будем повышать показатели прочности дорог, они просто не выдержат нагрузки.

Мне кажется, было бы лучше содержать построенные дороги и делать меньше, но лучше новых. Но все надо распланировать.

Сергей Стуканов: Существуют ли в строительстве дорог какие-то гарантии?

Наталья Форсюк: Это важный вопрос. На средний ремонт подрядчики дают гарантию 3-5 лет. На капитальный - 10-15 лет. Сейчас службы автомобильных дорог в связи с тем, что немного идет финансирование, пытаются сделать получше средний ремонт и пытаются сделать его более-менее похожим на капитальный. Но все равно не доводят до нормативов, как бы это требовалось при капитальном ремонте. И средства вкладываются почти как на капитальный ремонт, хотя говорим о среднем. Но гарантия все равно 3-5 лет.

Сергей Стуканов: Есть отслеживала ваша организация качество материалов?

Наталья Форсюк: Да, в отчете, посвященном ремонту дорог государственного значения есть огромный раздел об этом. Мы отмечаем много аспектов. Прежде всего - сам подход. Мы контролируем качество, а не обеспечиваем его во время выполнения работ. Это означает, что мы можем выяснить проблему только тогда, когда работы на дороге выполнены. Нужно поменять подход к этому вопросу и обеспечивать качество выполнения работ по ходу выполнения, когда что-то можно устранить. Второе - на сегодня службы настолько спешат (может, есть и другие причины), не придерживаются технологических процессов проверки качества. Мы это также отмечаем в наших отчетах.

Любомир Ференс: можем сказать, что качество строительства дорог уже является хорошим?

Наталья Форсюк: Еще раз отмечу, что до 2008 года все дороги рассчитывались на семь тонн нагрузки. Сейчас - 11,5. Поэтому все, что делается под средний ремонт не может выдерживать и будет колейность.

Любомир Ференс: Кто должен производить контроль качества: Украинцы или международные организации?

Наталья Форсюк: На сегодня очень низкий уровень доверия к тем организациям, которые осуществляют контроль качества. Конечно, сейчас нам хочется услышать независимых международных экспертов. Но если мы будем говорить о длительной перспективе, лучше создать независимые профессиональные организации, которые будут конкурировать между собой за предоставление квалифицированных услуг и будут обеспечивать постоянный контроль в Украине.

Громадське Радио