Как и сегодня, сто лет назад руководители города, безусловно, хотели видеть Станислав уютным и ухоженным, то есть, как теперь говорят, европейским.

Еще младший сын Андрея Потоцкого Иосиф (1673-1751 гг.), став владельцем города в 1691 году, планировал выложить улицы речным камнем. И это ему частично удалось. Мощение городских улиц активно проходило с начала XIX века. Способствовал этому императорский указ 1804 о сносе стен Станиславовской крепости. Появился свободный качественный строительный материал, который пошел на строительство камениц и мощения улиц. По подсчетам исследователей, уже в 20-х годах XIX в. было выложено брусчаткой 24 улицы. Большое внимание мощению улиц в 1820-1833 годах уделял городской староста Францишек Краттер.

При бургомистре Игнацие Каминском город присоединился к европейской новинке - асфальтированию улиц, которое началось с 1875 года. Это вполне возможно, учитывая, что с середины XIX в. во Франции, Швейцарии и США для дорожного покрытия начали использовать минерально-битумную смесь. В 1878 году городской магистрат издал постановление о необходимости обязать частных предпринимателей доставлять на ремонт улиц щебень. И в этом же году уже было предоставлено 725 «куч» щебня,а каждой из них хватало на ремонт 170 метров дороги.

В 1885 году прокладывали тротуары и ремонтировали улицы Голуховского (теперь - Черновола) и Каминского (теперь - ул. И. Франко). Работы проводила фирма Хаима Зеихера и Рубинштейна. Тротуары излагались Теребовлянская плиткой. На ремонт ул. Голуховского было потрачено 403 злотых. Дороже обошлась магистрата ул. Каминского ремонт тротуара («ходника») - 500 злотых., Укладка брусчатки - 400 злотых., Цена новой брусчатки - 450 злотых. На ремонт тротуаров других улиц - 338 злотых. Деньги, конечно, небольшие, объем работ незначительный, но важная для города работа проводилась.

Магистрат ежегодно заключал специальный бюджет дорожного фонда, в котором выделялись средства на укладку и ремонт дорог.К концу XIX в. в городе было 45 улиц и 10 площадей и скверов, главные из них были вымощены, некоторые имели тротуары. Например, улица Сапижинская (теперь - Независимости) имела широкий тротуар из тесаного камня.

Мощения и ремонт улиц были важной задачей и большой проблемой городских властей в начале. ХХ в. Денег в городской казне не хватало, власть просила помощи у уездного старосты и наместничества. В областном архиве сохранилась переписка магистрата с уездным старостой о мощении улиц Сапижинской и Казимировской, датированная 1903-1913 годами. Магистрат и в дальнейшем искал средства для ремонта улиц.

В это же время магистрат писал письма к властям других городов: Самбора, Сянока, Перемышля и др., В которых интересовался состоянием местных улиц, есть ли мощеные плиткой, кто предоставил средства для мощения. Читая ответы, датированные 1912 годом, убеждаемся, что проблема мощения и ремонта улиц касалась всех городов. В Самборе, например, дороги не были мощеные, так как городская казна не имела средств. Частично мощеные львовской плиткой были дороги в Жешуве. В этом городе магистрат за мостовую выплатил 1/3 средств. В Перемышле ситуация с дорогами была лучше. 1100 метров гостинцу в 1909-1910 годах были вымощены перфорированной плиткой. Средства по мощения дорог оказали: 2/3 - правительство, 1/3 - город. Общая стоимость мостовой составляла 160000 крон. За ремонт плит платил магистрат. В г.Тарновы мощения улиц осуществляли за счет правительства (15000 крон) и магистрата (6000 крон). Такие суммы выделялись ежегодно в течение 6 лет, пока шел ремонт улиц.

Первая мировая война улиц в городе, конечно, не улучшила, и в 20-30-х гг. ХХ в. ремонт дорог остался большой проблемой для городских властей. В 1925 году при магистрате был создан Комитет по развитию города, который, помимо прочего, занимался ремонтом дорог и тротуаров. В это время продолжилось асфальтирование улиц и установления в дорожном покрытии канализационных труб.

Ремонт улиц в 1930-х годах в основном осуществляла фирма «Крепкие дороги», главная управа которой была размещена в Варшаве. Денег на ремонт дорог в магистратуре традиционно не хватало. Так, за ремонт городских улиц в 1930 году фирме «Крепкие дороги» надо было выплатить 176 738 злотых. Однако таких денег магистрат сразу заплатить не мог, поэтому через адвокатов обратился к фирме «снизойти ... на очень тяжелую финансовую ситуацию» и дать согласие на уплату долга в следующей части оплаты. К сожалению, уплата процентов за несвоевременность расчета была для магистрата обычным делом.

Поэтому и неудивительно, что заработная плата дорожных рабочих была низкой. В марте 1934 года по один день работы рабочий получал 4,5 злотых, в апреле 1936 года - 3,6 злотых., В ноябре 1937 года - 5,6 злотых. Встречается и намного выше оплата труда, которая, вероятно, касается работников высшей квалификации, но в зарплатных ведомостях такая информация не указана. На строительстве и ремонте дорог использовался труд безработных.

В 1935 году продолжилось строительство, ремонт и благоустройство улиц. Была построена дорога в аэропорт с «шпацеровим» по тротуару, продолжился ремонт ул. Голуховского, изложены камнем угол улиц Зосин Воля (теперь - ул. Коновальца) и Собеского (ныне - ул. Сечевых Стрельцов), заасфальтирована часть ул. Сапижинской. Согласно Правилам соблюдения чистоты и порядка на площадях, улицах и тротуарах, принятых Городским советом 24 апреля 1924, владельцы недвижимости отвечали за чистоту тротуара и часть дороги, прилегающие к их собственности.

Как видим , годы идут , меняются страны , режимы и правительства , а ситуация с дорогами в Украине остается неизменно напряженной. Остается надеяться на то, что люди отвечающие за дороги сейчас и в последующие годы , постараются переломить ставшую уже традиционной ситуацию в дорожной области.

Источник: Галицкий Корреспондент