В период пристального внимания к реформам в Украине со стороны международной общественности и финансовых организаций, реформа автодорожной инфраструктуры, которая, несомненно является слабым местом,занимает значительную роль. Именно поэтому сомнительные и авантюрные решения являются недопустимыми , так как слишком высока цена ошибки. Одним из наиболее распиаренных этапов реформирования дорожной инфраструктуры являлся независимый международный аудит качества ремонта дорог.

Выполнение пилотного проекта , который обошелся в сумму порядка 20 000 евро, взяла на себя австрийская строительная компания ICConsulenten. В проект входила оценка ремонта дорог Киевской области , общий же аудит качества украинских дорог оценивался данной компанией в 300 000 долларов.

Оценку качества дорог Киевской области взяла на себя общественная организация «Моя дорога» , которую возглавляет Роман Хмиль , являющийся директором департамента автомобильного транспорта и стратегического планирования автомобильных дорог Министерства инфраструктуры Украины. И хотя , данные деньги были выделены безвозмездно , все же происхождение данных средств несколько неясно , также очень сомнительно , что данная схема контроля за состоянием дорог является прозрачной , так как господин Хмиль – лицо явно ангажированное в данном вопросе. Эксперты предоставили очевидный вывод – дороги в Украине находятся в неудовлетворительном состоянии, более 50% дорожного покрытия, ямочный ремонт не имеет смысла. Также нет и единого стандарта качества дорог, что также мешает объективной оценке качества работ.

На данном этапе, выполненные работы выглядят как «краткосрочные частные решения и не предотвращают дальнейшего ухудшения качества дорог в среднесрочной и долгосрочной перспективе».

Данный очевидный вывод о состоянии дорог министр инфраструктуры А.Пивоварский прокомментировал так :

«На основе этого мы со Всемирным банком разработаем тендерную документацию для проведения конкурса на централизованную закупку услуги независимого аудита всех украинских дорог в ближайшее время».

Что именно удовлетворило министра в такой посредственной и очевидной оценке состояния дорог - неясно. Как и неясно , почему аудит предоставили австрийской строительной компании , а не какому – либо из государственных исследовательских институтов. Выделенные деньги из своего кармана, покупка аудита зарубежной компании при наличии отечественной и более дешевой альтернативы – все это выглядит как самопиар руководства Министерства инфраструктуры Украины. Не касаясь же сомнительного аудита , проект реформы автодорожной инфраструктуры Украины ,в целом ,фактически повторяет реформаторский эксперимент времен Азарова и не отличается особым новаторством. Мининфраструктуры предлагает воплотить задумку 2013 года , которая состоит в следующем : две трети дорог (115 тыс. км) – передать местным властям, а оставшуюся инфраструктуру (около 50 тыс. км) – оставить на балансе госбюджета и под руководством министерства. Однако, ключевым вопросом остается финансирование .

Планируется создание «Дорожного фонда», куда будут поступать акцизные средства для ремонта дорог. На данный момент налоговые поступления от импортеров нефтепродуктов идут на выплату пенсий, зарплат и другие бюджетные расходы, изменится ли данная ситуация в условиях системного кризиса в будущем – неизвестно. Учитывая специфику экономики Украины, можно предположить , что ситуация с финансированием посредством отчислений акцизных средств трудновыполнима и создание «Дорожного фонда» не изменит положения вещей. Не менее амбициозным направлением реформирования дорожного хозяйства является внедрение платных дорог , но на данный момент существует лишь пилотный проект трасса «Львов – Краковец» строительство является малореальным по причине отсутствия средств на реализацию. После чемпионата Европы по футболу 2012 года идея концессии для страны с опустевшим бюджетом стала снова актуальной. Проект предполагает строительство 84,4 км дороги первой категории, ориентировочная стоимость строительства проекта может составить от 350 до 500 млн долларов. Компаний с такими финансовыми возможностями в Украине фактически нет , но даже если средства будут найдены, то велика вероятность того, что данная автодорога не будет рентабельной из-за низкого трафика на этом участке.

Основной же проблемой дорожного строительства в Украине остаются устаревшие технологии. Даже построенная новая дорога разрушается за непродолжительный период и начинается бесконечный процесс ямочного ремонта. Стоимость ликвидации 1 квадратного метра ямочности колеблется в пределах 150 – 450 грн. При этом ежегодно этим методом ремонтируется около 3 млн квадратных метров ям , что в среднем , составляет 45 млн грн расходов госбюджета. Проблема технологий практически не затрагивается в проекте реформ, а основной вопрос состоит в банальном перераспределении средств ,а не в коренных изменениях в автодорожном хозяйстве Украины. Фактически единственным выходом из положения являются бетонные дороги, создание которых было анонсировано министром инфраструктуры ранее :

«Если все будет нормально , месяца через два появятся первые проекты. Они могут касаться прифронтовой зоны и припортовых зон. В припортовой зоне много зерновых перевозится на автомобилях ,которые не совсем соответствуют весовым стандартам , а бетонная дорога выдерживает большие нагрузки».

Данные слова пока так и остаются пустыми , так как даже проектов этих дорог общественности представлено не было. Кроме того, бетонные дороги на данном этапе являются откровенно дорогими , хоть и качественными , так что в сложившихся экономических реалиях данные дороги могут построить только в долгосрочной перспективе.

Так складывается , что каждая новая инициатива министерств почему-то оказывается хорошо забытой старой инициативой прошлых правительств. Весь потенциал , как инфраструктурный так экономический , Украины разбивается о личные амбиции чиновников , каждый из которых стремится доказать , что он не коррумпирован , инициативен и полон патриотизма. Пока же, по результату , можно лишь сказать , что все продолжают заниматься популизмом и самопиаром , в надежде получить более престижную должность и «кусок пирога» от устоявшихся схем отмывания денег.

Текст: Антон Семчишин