Украина переживает глубокий системный кризис: негативные тенденции преобладают во всех отраслях экономики, ни одно министерство не может похвастаться сколько-нибудь значимыми результатами своей деятельности. В этом смысле чиновники высшего звена как братья-близнецы. Но одно отличие все-таки есть: за некоторыми из них пристально наблюдают журналисты, международные эксперты, общественность, создавая максимально некомфортные для личного обогащения условия, а кому-то удается оставаться в тени своих более «талантливых» коллег и избегать неудобных вопросов. Пока внимание общества привлечено к событиям на фронте, энергетике и тарифам на коммунальные услуги, а также всевозможным спаррингам представителей власти с применением ног и бутылок, руководители другой отрасли – дорожного строительства – ее беззастенчиво уничтожают. В течение последних двух лет большинство украинских компаний были не то чтобы вытеснены конкурентами, а просто выдавлены чиновниками из отрасли. Особый цинизм состоит в том, что все это делается под «вывеской» строительства в Украине настоящих европейских дорог европейскими компаниями на европейские деньги.

Эксперты общественной организации «Дороги майбутнього» проанализировали выполнение финансируемых международными организациями проектов дорожного строительства в Украине и получили интересную картину. Оказалось, что Государственное агентство автомобильных дорог «Укравтодор» систематически не выполняет подписанные соглашения и не обеспечивает освоение средств на ремонт дорог, выделенных нашей стране и обеспеченных государственными гарантиями.

Так, запланированные на 2015 год работы по состоянию на середину года были выполнены лишь на 14%, при этом софинансирование из бюджета Украины составило менее 5%. Неудивительно, что Мировой банк вместо 1,2 млрд долларов, которые предполагалось выделить в 2015 году, ограничился суммой в $560 млн. Таким образом, Украина только от одного из международных инвесторов недополучила 640 млн долларов. Еще одной «победой» нашей страны на ниве финансирования дорожного строительства стало сворачивание программ Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ), которые сегодня отказываются вести переговоры о дальнейшей судьбе проектов. Разбираясь в причинах сложившейся ситуации, эксперты пришли к выводу, что она обусловлена вовсе не переменчивым настроением или жадностью европейских банкиров, а качеством украинского «дорожного» менеджмента, который, вместо того, чтобы заниматься подготовкой новых проектов и их согласованием с финансовыми организациями, занялся ручным регулированием вопросов с подрядчиками.

Так, например, контракт на строительство дороги Киев — Знаменка стоимостью 47 млн евро был заключен с компанией «Онур» (Турция) в декабре 2014 года со сроком завершения работ в апреле 2016 года. Но теперь сумма проекта увеличилась в 1,5 раза, а контракт продлен до апреля 2017 года. Аналогичное решение было принято украинскими чиновниками и в отношении контракта с компанией «Тодини» (Италия) стоимостью 236 млн. евро: заключен в апреле 2013 года со сроком окончания работ в сентябре 2014 года, продлен до апреля 2017 года. В этом случае «ответственные лица» «Укравтодора» увеличили сумму договора на 100 млн грн. за счет манипуляций с ввозом техники, из которых 11 млн грн. составили проценты от якобы несвоевременно оплаченной суммы.

Пикантности процессу «реформирования» придает положение в отрасли отечественных дорожных строителей. Большинство из них предпочитают не комментировать свою сложную ситуацию, надеясь, видимо, приспособиться и выжить. Те же, кто все-таки рассчитывает что-то изменить к лучшему, считают, что говорить о критическом положении на рынке нужно. Компания «Альтком» в июле 2013 года заключила контракт на ремонт дороги Киев — Одесса на сумму 94 млн евро с окончанием работ в январе 2015 года. Реализация проекта была продлена всего на 11 месяцев – до ноября 2015 года. В общественной организации «Дороги майбутнього» заинтересовались, как принимаются решения о продлении контрактов и/или увеличении их стоимости по различным подрядчикам. Но оказалось, что получить доступ к этой информации невозможно. Практически невозможно. Из конфиденциальных источников нам стало известно, что компания «Тодини» продлила контракт якобы по причине несвоевременной оплаты работ со стороны заказчика, хотя деньги на оплату по контрактам постоянно выделялись, и невозмещения НДС. С компанией «Онур» в качестве аргумента использовали изменение проектных решений. В обоих случаях законность действий сторон вызывает глубокие сомнения. В то же время условия, в которых работает отечественный «Альтком» — невозможность вывоза из оккупированных регионов техники, производственных баз и людей, кризис финансовой системы Украины и отсутствие отечественного кредитного ресурса, задолженность по оплате работ по контракту за 11 месяцев, показались недостаточно сложными для того, чтобы продлить реализацию проекта на такой же, как и в случае с зарубежными компаниями, срок. Более того, сегодня со стороны чиновников звучат угрозы расторгнуть контракт Киев — Одесса и применить к подрядчику штрафные санкции. При этом компания-подрядчик не выдвигала государству претензий за неоплату НДС и не начисляла пеню за просрочку, в отличие от своих иностранных коллег. Кстати, министр инфраструктуры Украины г-н Пивоварский озвучил украинским компаниям условие, при выполнении которого они смогут получить долги прошлых периодов, — передать 20% от этих сумм «на АТО». Впрочем, чиновники располагают куда большими средствами от украинских дорожных строителей: по состоянию на 15 октября 2015 года в бюджет поступило 34 млрд грн. целевых средств, которые должны быть израсходованы по «дорожным статьям», в том числе и на погашение задолженности перед подрядчиками, но фактически из этой суммы выделено 1,7 млрд грн. (как раз с нее министр и предлагает дорожникам заплатить 20% «налог»). Вопрос, где оставшиеся 32,3 млрд гривен, по традиции остается риторическим.

Отметим, что особое отношение украинских чиновников к отечественным дорожным строителям проявляется не только в работе по существующим контактам, но и в плане перспектив их участия в будущих проектах. В сентябре 2014 года в открытых международных торгах компания «Альтком» выиграла тендер на капитальный ремонт автомобильной дороги Киев — Чернигов. Но в течение полугода победитель так и не был объявлен, а результаты тендера, в нарушение норм украинского и международного законодательства, были аннулированы. После этого были изменены тендерные условия и объявлен новый тендер. Ситуация выглядит, мягко говоря, странной: из украинских компаний единицы способны конкурировать с зарубежными по цене и качеству, и в случаях, когда отечественные «дорожники» побеждают в честной борьбе, происходит либо отмена тендера, либо снятие победителя с торгов. В последствии заказы получают иностранные компании, которые платят налоги в бюджеты других стран и выводят из Украины валютные ресурсы. Организация «Дороги майбутнього» неоднократно направляла в адрес Национального агентства автомобильных дорог Украины запросы о причинах аннулирования результатов сентябрьского тендера с просьбой предоставить копию протокола заседания тендерного комитета. Однако по традиции, нарушая законы своей страны – в этот раз Закон Украины «О доступе к публичной информации» – «Укравтодор» оставил их без ответа.

Такая позиция руководителей отрасли вызывает ряд вопросов, которые рано или поздно перед ними поставит не только общественная организация: Налогоплательщики какой страны их содержат и на службе какому народу они состоят? Должны ли украинские чиновники отстаивать интересны украинских дорожных строителей и украинских пользователей дорог? Почему нашим дорожным боссам не интересен многолетний зарубежный опыт, который показывает, что во многих странах преференции имеет как раз национальный производитель, а не иностранные компании? В последнем соглашении с Мировым банком, который допускает приоритет для отечественных компаний, такая «опция» не была предусмотрена украинской стороной. Чем продиктовано такое решение – незнанием вопроса и дилетантством или это целенаправленная политика вытеснения с рынка украинских компаний?

Также хотелось бы понять, почему вместо того, чтобы увеличивать количество реконструируемых дорог за счет финансирования международных банков, «Укравтодор» их уменьшает? Почему вместо того, чтобы создавать новые высокооплачиваемые рабочие места для украинцев, чиновники урезают уже существующие? Почему, вместо решений, сохраняющих валютные резервы Украины, принимаются те, что приводят к их сокращению? Почему, используя западные технологии строительства и западные финансовые ресурсы, мы игнорируем принципы западного менеджмента и ценности свободного рынка, прежде всего, честную конкуренцию?

А пока остается с сожалением констатировать, что украинская коррупция оказалась сильнее европейских ценностей. Зарубежные компании как часть демократического, цивилизованного общества сегодня стали ширмой, за которой наши чиновники примитивно и грубо, но результативно – подобно катку – «закатывают в асфальт» надежды украинцев на новые дороги и новую страну.