Новый министр инфраструктуры Владимир Омелян один из немногих, кто пришел в новый Кабмин из старой команды реформаторов.Он был заместителем министра инфраструктуры Андрея Пивоварского, назначенного на открытом конкурсе, а не по квотному принципу.Омеляну досталось одно из самых сложных и коррумпированных министерств. Несмотря на все усилия Пивоварского, ни в Укрзализныце, ни в портах окончательно коррупция искоренена ни была.Накануне своей отставки Пивоварский успел провести два конкурса и поменять руководство Укрзализныци и Укрпочты. Среди первоочередных задач новых руководителей будет борьба с коррупцией в компаниях. О том, чего ждать от нового правительства и продолжатся реформы, Владимир Емельян рассказал НВ в своем первом интервью в должности министра.

Вы были известны в прошлом правительстве как один из реформаторски настроенных замминистров. Что вы делаете тогда в правительстве Владимира Гройсмана, который реформаторским никак не назовешь?

Во-первых, я был не один, у нас была команда. Работали все вместе с Пивоварский. Я был заместителем министра. Я считаю, еще рано говорить - реформаторское или не реформаторское это правительство. Давайте дадим ему хотя бы месяц-два времени. Жизнь иногда дает огромные сюрпризы. Из абсолютно спокойных людей получаются радикалы и наоборот - из радикально настроенных абсолютно спокойные. Я считаю, что первые шаги чрезвычайно важны. Для меня лично индикаторами реформы и развития Украины вперед является назначение независимо избранных руководителей "Укрпочты" и "Укрзализныци". Для меня шагом реформ независимая кадровая политика и голосования в парламенте тех законов, которые необходимы для отрасли. Это законы о железнодорожном транспорте, о создании государственного дорожного фонда. Это законы о внутренних водных путях. Их около десяти.

Понятно, что это правительство не будет вечным. Год-два-три, может полгода, но рано или поздно его работа закончится. Чего вы хотели бы добиться в итоге?

Я считаю, что минимальным моей задачей является создание интегрально интегрированной компании, холдинга в "Укрзализныце", это формирование наблюдательного совета по принципу независимых членов, являющихся профессиональными железнодорожниками, профессионалами по управлению, по образцу "Нафтогаза". В морской отрасли - это создание морской администрации, реформирование "Администрации морских портов Украины". В авиации - это подписание с ЕС "открытого неба". На самом деле это просто вопрос подписи и вопросы решения Гибралтара, которое уже стало притчей на устах в нашем ведомстве. В других сферах у нас есть много работы. На самом деле корпоратизация "Укрпочты" только только начинается. Это сложный длительный процесс, но я тоже хотел бы, чтобы он был реально начат.

У меня к вам вопрос по "Укрзализныци". Довольно часто можно услышать о том, что там процветает коррупция. Часто называют фамилию Сергея Михальчука, зама председателя правления, в связи с этим. Многих из заместителей председателя поставили политические партии, которые занимаются дерибаном. Вы что-то собираетесь менять кардинально в кадровом составе "Укрзализныци" и вообще проводить настоящую антикоррупционную реформу?

Я считаю, что те люди, которые не оправдали себя профессионально, те люди, которые скомпрометированы скандалами, или непонятными связями с олигархами, должны быть устранены от должности. Потому что иногда ущерб от них гораздо больше, чем от врага с ружьем. Я поддерживаю идею немедленного освобождения людей от должностей. Я считаю, что здесь нельзя ждать месяцы или годы. Они должны быть заменены. Я надеюсь, что именно таким будет руководство "Укрзализныци" со стороны нового ее гендиректора Войцеха Бальчуна. Мы с ним договорились четко, что он работает с тем правлением, которое есть. В течение месяца понимает, что собой каждый из них представляет. Мы совместно обсуждаем каждого члена правления или каждого директора и делаем немедленные кадровые решения.

Что еще в "Укрзализныце" должен изменить Бальчун?

К сожалению, нужно все делать одновременно. Начиная от создания по направлениям, структурирование компании, продолжая наведением порядка в грузовых перевозках, транзитных перевозках, пассажирских сообщениях, которое требует постоянного внимания. Люди не зря жалуются на невысокое качество. Мы можем это объяснять многими причинами, но объяснения всегда можно найти. Мы хотим, чтобы "Укрзализныця" была клиентоориентированной. Мы хотим, чтобы в Украине наконец заработали интермодальные перевозки в полную силу, чтобы была транспортная стратегия Украины, где автомобильный, железнодорожный, морской, воздушный транспорт является единым целым. И каждый понимает, это звенья одной цепи производственных процессов.

По поводу "Шелкового пути". Очень много говорили об этом проекте. Говорили о том, что это может быть перспективный проект, который может быть загружен, а значит, что пока он, скажем так, не совсем оправдывает свои ожидания. Второй поезд, например, не удалось даже загрузить

Проект политически абсолютно верен. Экономически он имеет все шансы на успех. У нас была единственная проблема - кадровая. То есть те люди, на которых была возложена работа по внедрению "Шелкового пути", оказались абсолютно неспособными к этому. Это тоже бывает. Мы сделали кадровые выводы. На этой неделе компания "Лиски", которая была основным двигателем этого процесса, - объявлен конкурс на замену директора. Мы надеемся, что мы найдем достойного претендента, который, кроме производственных вопросов, пониматься и в маркетинге, и в коммерческих делах.

Дальнейшие шаги по дерегуляции вы намерены сделать?

Я бы хотел в своей работе сконцентрироваться на трех вещах. Это должна быть стратегия корпоратизации тех государственных компаний, которые не подлежат приватизации. Это "Укрзализныця", "Укрпочта". Сконцентрироваться на приватизации. Я бы очень хотел, чтобы наше министерство стало первым министерством, которое от декларарирования перешло к реальной продаже государственного имущества, государственных компаний или их концессии. Это, в первую очередь, касается 13-ти стивидорных компаний. Я надеюсь, что Верховная Рада проголосует и эти объекты будут исключены из стратегических. Мы сможем в каждом индивидуального случая или провести приватизационный конкурс, или конкурс на концессию. Я надеюсь, что именно такими вещами мы сможем добиться успеха.

Скажите, Андрей Пивоварский останется в министерстве или он идет до конца?

На самом деле это первый министр, который ушел добровольно. Не все это еще поняли. Но ему предлагали эту должность, его всячески агитировали остаться. Он сказал твердо "нет". Я обещал работать год на государство, я отдал свой долг государству. Безусловно, мы с ним будем на связи. Но у него есть своя жизнь, он хочет вернуться в частный бизнес, с которого он и пришел. Если он захочет - сам прокомментирует.

Я знаю, что сейчас министрам не платят высокие зарплаты. И Пивоварский говорил о том, что при таком уровне зарплаты, как здесь, там работать на одну зарплату невозможно. Как у вас с этим? Где вы берете деньги?

Это трагическая история на самом деле. И это история не только моя, но и людей, которые мотивированы, которые хотят работать на государство, но не получают достойной компенсации. Так бывает. Я надеюсь, что этот переходный период быстро закончится. Он должен завершиться в ближайшее время. Потому что все руководство государства понимает, что в таком формате, когда чиновник получает от полутора до семи тысяч гривен в месяц, а иногда оперирует миллиардными оборотами - это нелогично. Я надеюсь, что с новым законом о госслужбе мы сможем добиться перелома финансирования государственных чиновников. И эта работа тоже будет конкурентоспособной с достойной зарплатой.

У вас есть время "Ч", когда вы будете понимать - остаетесь вы в этом правительстве, в этом министерстве или нет?

Первый месяц - это индикатор. Индикатор того, что мы движемся в правильном направлении. Индикатор того, что то, что задекларировано, оно действительно происходит. Затем 100 дней, первый год. Я так далеко не заглядываю. Для меня важен первый месяц, когда я могу сформировать нормальную команду. Первый месяц, когда запускается работа "Укрзализныци" и "Укрпочты". Далее мы постепенно движемся вперед. Что касается самого правительства, я бы хотел вернуться к этому вопросу. Вы упомянули, что его нельзя считать реформаторским. Например, тот же Гройсман долго был идеологом электронного управления в Украине, он всячески поддерживал эту сферу. Я думаю, что человек, который имеет видение цифровой Украины в голове.

Вопрос не только в реформах, но и в коррупции и попытке расставить своих людей на потоки, чего ждут от Гройсмана.

Первый месяц и это все будет понятно. Кадровые назначения, кто заместители министров, кто директора предприятий. Этого же не скроешь.

Давайте поговорим сейчас о реформе дорожной сферы. Верховная Рада не принимает необходимые законопроекты. После прихода Гройсмана в Кабмин за них проголосуют?

Мне приятно, что фактически на второй день после назначения премьер-министра у нас с ним была отдельный разговор. Он касался в первую очередь вопрос дорог. То есть будет исключительное внимание правительства, направленное на это направление. Я надеюсь, что в этом году мы сможем добиться перелома, что в этом году будет проголосовано создание Государственного дорожного фонда. В этом тоже будет заключаться моя миссия. После формирования моей команды я планирую максимально времени посвятить Верховной Раде и народным депутатам, разъясняя, объясняя, подчеркивая.

Недавно ГПУ начала проверки чиновников Администрации морских портов. С чем это связано?

Я считаю, что это абсолютно логичное объяснение этой ситуации и подтверждение того факта, что "Администрация морских портов" подлежит немедленному реформированию. Я не хочу комментировать отдельные факты. Проверки могут быть в любом месте и в любое время. Но многие уже вопят об этом факте,это стало слишком громоздкой структурой.

Когда вы отсюда уйдете, какой вы хотите видеть транспортную отрасль?

На самом деле моя ключевая задача - это корпоратизация "УЗ", создание железнодорожной администрации, о которой много говорили, но так и не сделали. В морской отрасли - это создание морской администрации и реформирования "Администрации морских портов". В автомобильной отрасли - принятие закона о дорожном фонде и децентрализация "Укравтодора". В воздушной отрасли - я бы акцентировал внимание на подписании соглашения о "свободном небо" и максимальном упрощении всех правил для всех компаний, которые летают над территорией Украины. И корпоратизация "Укрпочты". Если мы успешно начнем процесс корпоратизации с новым руководителем, я думаю, что мы добьемся успеха. Он показал, что он умеет, он знает и он может. Если удастся хотя бы это сделать, я буду счастлив и буду считать, что свою роль, как министра, я успешно выполнил.

Источник:НВ