Начальник Службы автомобильных дорог в Одесской области рассказал, почему большинство дорог региона нуждаются в ремонте, есть ли прогресс на трассе Одесса — Рени и на каком автомобиле он колесит по нашим магистралям

— Назовите три главных достижения за время работы в областной службе автомобильных дорог?

— Первое — это упорядочивание работы. Раньше служба сама определяла, что и как ремонтировать, и насколько это соответствовало потребностям на местах — большой вопрос. Мы наладили диалог с представителями местных властей, чтобы те небольшие деньги, которые есть, направляли на самые кричащие проблемы в районах. Второе — мы очень быстро внедрили систему электронных закупок ProZorro. Все тендеры, закупки теперь проходят через эту систему, поэтому никаких договорняков и подковерных игр у нас нет. Третье — это в целом подход к определению плана. Мы не живем одним днем, а думаем на шаг-два вперед. Мы точно знали еще летом, что будем делать в 2018 году. Хотелось бы добавить еще четвертое важное достижение — привлечение новых подрядных организаций.

— Сколько теперь их у вас?

— Специфика дорожной отрасли такова, что компания, которая хочет проводить ремонтные работы, как минимум должна иметь персонал, оборудование и опыт. Если фирма ремонтировала коммунальные дороги или дорожки в парке, то это недостаточный опыт, чтобы прийти на серьезный и сложный объект, как, к примеру, трасса Одесса — Рени. Тем не менее в этом году к тем пяти организациям, которые занимались текущим средним ремонтом дорог, добавилась еще одна. Компаний, которые занимались капитальным ремонтом, тоже стало на одну больше — теперь у нас их несколько. Планируем, что в следующем году зайдут другие организации, чтобы конкуренция на рынке этих работ увеличивалась.

— Какую гарантию подрядчики дают на работу? Приходилось ли привлекать к ответственности нерадивых исполнителей?

— Есть нормативные сроки гарантии: если это текущий средний ремонт — 3—5 лет, капитальный — 10—12. По трассе Одесса — Рени мы установили гарантийный срок в 10 лет, ведь дорогу чинят с заменой основания. У нас не было случаев за полтора года, чтобы уже отремонтированное дорожное полотно, например, пошло волнами. Видимо, качественно начали работать.

— Как проверяете качество?

— У нас достаточно жесткий контроль. В отделе технического контроля есть лаборатория, и достаточно современное оборудование позволяет проверить практически все: ровность покрытия, толщину, физические и химические показатели. Каждый последующий этап начинается с положительного заключения лаборатории.

— Жители приморских районов, того же села Визирка у порта "Южный", сетуют, что дороги не живут больше года. Почему?

— Если говорить о Визирке, то там выполняли текущий мелкий ремонт. Срок гарантии на эти работы — один год. Вопрос в весе тех грузовиков, которые ездят в ближайший контейнерный терминал или на другие перевалочные пункты.

— Как боретесь с перегрузом?

— Задача службы — обеспечить проведение весового контроля. Такую задачу мы выполнили лучше всех в Украине в этом году. Мы запустили два стационарных и используем еще три мобильных весовых комплекса. С начала 2017 года в области проверили более 235 тысяч грузовиков — это в 2,3 раза больше, чем в 2016-м. Выявили 3074 нарушения — вдвое больше, чем за весь прошлый год. Размер наложенных санкций составил 574 737 евро (около 19 млн грн. — Авт.). В 2018-м в области будут работать по меньшей мере 14 весовых комплексов.

— Когда же завершится ремонт трассы Одесса — Рени, начатый еще в 2015-м?

— Остается всего 94 км (из 289 км. — Авт.) — это план на следующий год. Это участки между мостом в районе села Паланка и селом Монаши, между Рени и Измаилом, а также между 113-м и 117-м километрами.

— А дорогу Спасское — Вилково протяженностью в 45 км — ответвление от Одесса — Рени, отремонтировали меньше чем за три месяца. В чем секрет?

— Секрета никакого нет. К началу строительного сезона у нас уже был завершенный тендер, проектная документация и подрядчик. Как только определили источник финансирования, подрядчики тут же приступили к работе. Погода благоприятствовала, и они показали, что способны выполнять такие сложные задачи. Мало кто верил, что мы к маю это сделаем, но мы сделали.

— Как обстоят дела с дорогой на Килию, на состояние которой местные жалуются больше года?

— Там бригады и в этом году работали. К сожалению, в 2017-м на дорогу Шевченково — Килия выделили всего 10 млн грн из госбюджета, и еще около 50—60 млн должны были поступить за счет таможенного эксперимента. Но деньги от таможни мы так и не получили: в июле Верховная Рада, изменив закон о госбюджете, повысила показатели плановых поступлений от таможни, соответственно поступления на дороги уменьшились. Мы утвердили таможенный список в июне на 3,2 млрд грн, а к концу этого года будем иметь 2,4 млрд грн, то есть примерно 800 млн грн недополучили. А в этой смете и трассы Шевченково — Килия, и Кучурган — Беляевка — Овидиополь, и Беляевка — Теплодар — Овидиополь, и Одесса — Доброслав — Вознесенск — Новый Буг — достаточно большое количество дорог, которые давно требуют ремонта. Мы были готовы провести эти работы, но помешало отсутствие финансирования.

— Какая из дорог области находится в наиболее удручающем состоянии и требует срочного ремонта?

— Срочно нужно чинить 97% наших дорог. Это не шутка, и они требуют не косметического ремонта.

— Почему сложилась такая ситуация?

— Дорожная сеть Одесской области была заложена в конце 1940-х — начале 1950-х. Большинство дорог построены по старым нормативам, которые не рассчитаны на такую интенсивность движения и такие весовые нагрузки. В 1960-х по ним бегали ЗИЛы и ГАЗы, и только в конце 1970-х они увидели КАМАЗ как самый тяжелый автомобиль. То, что закладывалось в середине ХХ века, абсолютно не рассчитано на эксплуатацию в ХХІ. Сеть нужно восстановить как минимум под те технические условия, которые есть сейчас.

— А на чем ездит человек, который лучше всех знает о состоянии дорог в области?

— У меня есть служебный автомобиль модели Toyota Camry, который постоянно ломается, потому что ездит по этим дорогам. И есть личный автомобиль жены Honda CR-Z 2013 года выпуска, достаточно низенький, на котором она недавно в первый раз проехала по трассе Одесса — Рени.

АДВОКАТ И ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ

Имя: Олег Варивода Родился: 20.07.1977 (Жмеринка, Винницкая обл.) Карьера: начальник облслужбы автодорог

Олег Варивода руководит Службой автомобильных дорог в Одесской области уже полтора года. Он стал у руля в июле 2016-го, когда ремонт трассы Одесса—Рени был одним из самых нашумевших проектов: экс-губернатор Михаил Саакашвили обещал ремонт в кратчайшие сроки, но воплотить амбициозный план мешали проблемы с финансированием. За эти полтора года в регионе не только отремонтировали большую часть скандальной трассы, но и починили дорогу Спасское—Вилково, привели в порядок часть магистрали на Килию, а теперь заканчивают ремонт дороги Балта—Кодыма. Ранее Варивода среди прочего руководил Николаевской РГА и "Адвокатским бюро".

источник