Ежегодно под колесами автомобилей в Украине погибают от 4 до 5 тыс. человек, это как два населения такого города, как Батурин. Еще 30-40 тысяч человек, или условный Васильков Киевской области, получают травмы. "Рабочая суббота началась со статьи 130 Кодекса админнарушений. Пьяный водитель с 0,94 ‰ забирал друга из ночного клуба. На мое замечание, как будет жить, если кого-то собьет, ответил:" У каждого своя судьба ", - киевский патрульный Евгений Зборовский делится в соцсети впечатлениями от рабочих будней.

Возможно, склонный к фатализму пьяный водитель, о котором рассказывает полицейский Зборовский, с этим не согласится, но большинство таких смертей можно избежать, и это показывает пример других стран.В 1931 году, когда в Великобритании было только чуть больше 2 млн автомобилей, ежегодно на дорогах погибали 7000 человек. Сейчас, когда в Соединенном Королевстве насчитывается 27 млн ​​машин, смертность вдвое ниже.Хороша, хотя и не такая выразительная, тенденция есть и в Украине. В 1980-м, когда в стране было в разы меньше машин, чем сегодня, на дорогах погибли почти 7300 человек. А в переломном 1990-м - почти 10 тыс, что вдвое больше, чем в последние годы.

Если попросить среднестатистического украинского водителя назвать главные причины аварий, то он скажет, что на первом месте - плохие дороги. Об этом свидетельствует социологическое исследование, которое в 2013 году провел КМИС. Однако похоже, что это именно тот случай, когда голос народа расходится с действительностью. Мировая и украинская статистика однозначна: главный убийца на дорогах - скорость. Далее в антирейтинге идут нарушения при маневрах, алкоголь ,пренебрежение ремнями безопасности и шлемами. Все это усугубляется плохой организацией дорожного движения недостатком разметки, понятных знаков, качественного покрытия, освещения и т.д. Вспомните только, когда вы в последний раз видели на улице своего города пешеходный переход с ночной подсветкой. Вместо того, чтобы освещать лампами людей, которые переходят улицу, и делать их видимыми для водителей, гений отечественной инфраструктуры обычно подсвечивается только знаки "Пешеходный переход"

Украина на карте Европы

Украина на карте дорожной смертности в Европе занимает неопределенную серую зону, в буквальном смысле. В прошлом году ВОЗ выпустила очередную Глобальный доклад о безопасности на дорогах, в которой покрыты почти все страны мира, кроме нескольких. Среди них - Южный Судан, Венесуэла и Украина. Правительства этих стран не поделились с ООН статистикой.

"На этот раз Украина не принимала участия в этом проекте. Это единственная страна в европейском регионе, от которой мы не получили данных", - ответили в пресс-службе ВОЗ на вопрос ВВС Украина.

И все же сравнить смертность на украинских дорогах с тем, что происходит в других странах возможно, потому что статистика на самом деле открыта. Опираясь на данные МВД, легко посчитать, что в прошлом году в Украине, без Крыма и части Донбасса, из каждых 100 тыс. Жителей около девяти погибли под колесами. Примерно столько же погибают в Греции, Хорватии и Латвии. А еще это средний показатель по Европе. Но фокус в том, что почти во всех европейских странах автомобилями обладает значительно больше людей, чем в Украине, поэтому сравнивать их таким образом не совсем корректно. Более честный способ - измерять количество смертельных случаев на 100000 автомобилей. По разным данным, в Украине от 4 до 10 млн автомобилей. Если опираться на среднее число - 7 млн, - то смертность на украинских дорогах сравняется с уровнем в России, Вьетнаме, Молдове и Тринидаде и Тобаго. Мировыми лидерами по безопасностью дорог является Сан-Марино, Финляндия, Швеция и Швейцария. Хуже всего дела - в африканских странах.

Патрульные против асов

В Украине, как и во всем мире, больше всего людей погибают от превышения скорости - примерно каждый третий. Однако, в отличие от остального мира, новые украинские правоохранители - патрульные полицейские - пока не имеют законных оснований остановить нарушителя скорости. Радаров, с которыми работала ГАИ, у них уже нет. А камер фото- и видеофиксации, предусмотренных новым законом, на улицах пока не установлено. Пресс-секретарь киевской полиции не смогла объяснить ВВС Украина, как правоохранители выходят из этой ситуации. Поэтому корреспондент спросил об этом у первого же патрульного, которого встретил возле Верховной Рады в Киеве.

"У нас действительно нет средств фиксации таких нарушителей", - рассказал тот. На вопрос, что он делает, когда видит, что водитель явно превысил скорость, страж порядка сказал: "Можем догнать его и наказать за что-то другое. Например, за разговор по телефону или, может, он повороты где-то не включил".

"Это абсолютно ненормальная ситуация. Во всем мире контроль за скоростью является одним из основных средств повышения безопасности дорожного движения", - возмущается по этому поводу Виктор Козориз, вице-президент харьковского Общества участников руху.Та несмотря на отсутствие в полицейских радаров, статистика свидетельствует, что в Киеве с появлением патрульных смертей и травм на дорогах стало меньше.

Если за первые три месяца прошлого года на столичных дорогах погиб 31 человек, то в 2016-м за это же время - 22. На днях, правда, патрульные сами сбили насмерть женщину на переходе.Так что полиция и водители ждут камеры. По плану Кабмина, принятым еще за Арсения Яценюка, документы, регулирующие установление камер, правительство должно утвердить в июле. Но сколько времени уйдет на то, чтобы пройти всю техническую и юридическую волокиту, просчитать места для камер, закупить и установить их - не берется прогнозировать никто. "Это сложнейшая система, но Украине без нее не обойтись, - говорит Козориз. - В большинстве стран Европы эти системы работают. Водителям приходят "письма счастья", и после этого они соблюдают правила дорожного движения ".

"Эра скоростей"

А еще в большинстве стран Европы - на самом деле, почти во всех - в городах можно ездить не быстрее, чем 50 км / ч. В Украине же совершенно безболезненно для кошелька можно мчаться со скоростью 80 км / ч, так как превышение лимита на 20 км / ч до сих пор не карается.Это возмущает активистов по безопасности дорожного движения, которые ссылаются на данные ООН. По статистике, если автомобиль едет со скоростью 80 км / ч, сбивает человека, то шансы выжить у него только чуть более 40%. Если же автомобиль движется со скоростью 50 км / ч, эти шансы возрастают до более 80% .Но аргументы ООН убеждают не всех. "Мы же живем в эру скоростей", - говорит Юрий Черный, директор подразделения Минздрава, который занимается безопасностью дорожного движения. По мнению господина Черного, искусственно снижать скорость на хорошо оборудованных городских дорогах, таких как Столичное шоссе в Киеве, нецелесообразно. "Сегодня прежде всего нужно думать не как запретить быстро ездить, а как построить правильную инфраструктуру, заложить человеку в подсознание, чтобы он не лез через забор, а шел в подземный переход", - считает чиновник.

Что делать с пьяными?

"Из-за водителя навеселе в больницу попали пять человек" - местные пресс-службы полиции ежедневно рассылают новости с такими заголовками, добавляя фотографии виновников с серым квадратом вместо лица.На украинские дороги ежедневно выезжает "огромное количество неадекватных водителей", говорит Виктор Козориз. Он предлагает два подхода к борьбе с этой бедой: строгий контроль за теми, кто получает права, и ужесточение наказаний за грубые нарушения - высокие штрафы и лишение прав на многие годы. "Их можно отлавливать на дороге, составлять протоколы и разбирать потом ДТП с их участия. Но никто ничего не делает для того, чтобы эти люди вообще не допускались к управлению транспортным средством, так как они убивают не только себя, а массу невинных людей ", - возмущается эксперт.

Система получения прав остается насквозь коррумпированной, и ни для кого не секрет, что автомобильные права до сих пор можно купить, добавляет он.В Минздраве говорят о еще один распространенный вид коррупции - поддельные медицинские справки для водителей-профессионалов, которые перевозят пассажиров или грузы. По подсчетам Юрия Черного, ежегодно Украинцы тратят на такие взятки не менее миллиарда гривен. И это если считать только обязательный ежегодный медосмотр. "Мы четко понимаем, что у нас сегодня в системе предрейсового контроля участвуют не медицинские работники, а какой-то" дядя Вася ", который на конечной остановке маршрута сидит и выдает справки о том, что он (водитель - ред.) здоров. А он в этом автобусе живет и спит по 4 часа ", - возмущается господин Черный из Медицинского центра безопасности дорожного движения, действующего при МОЗ. На вопрос, рассказывают ли они это правоохранителям, коллеги господина Черного вздыхают: "Годами об этом говорим" .А еще эти самые коллеги не в восторге от идеи повысить штрафы для пьяных водителей. "Это ничего не даст", - сокрушенно качает головой Николай Цветок из отдела медицинского обеспечения на транспорте. Нарушителей нужно отправлять на специальные исправительные курсы, которые они должны оплачивать сами, считает он. Такие курсы действуют во многих странах, но параллельно с наказанием: штрафами, лишением прав или даже арестом. Авторы Глобального отчета ВОЗ о дорожной безопасности отмечают, что именно "брак применения права часто подрывает потенциальную способность законов о дорожной безопасности снижать количество раненых и погибших".

Кто виноват? Президент

Но в том, что высокие штрафы не помогут, не верят вместе с чиновниками МОЗ ни сами украинские водители, ни эксперты. Специалисты по безопасности движения, которых КМИС опросил в 2013 году, поставили штрафы на место по влиянию на аварийность. В другом опросе, который проводили среди водителей, штрафы оказались на предпоследнем месте. Первым по важности владельцы автомобилей называют состояние дорожного покрытия. Однако дело не только в качестве дорожного покрытия, а в безопасности дороги вообще, говорит Виктор Загреба, основатель инициативы Vision Zero для Украины, которая поставила амбициозную цель - добиться нулевой смертности на дорогах.

"В Украине любят говорить о дорогах, что они у нас плохие, а потому и много смертей. Я вас хочу спросить: вот эта трасса М-06" Киев - Чоп ", она хорошая или плохая?", - Говорил господин Загреба с трибуны Верховной Рады во время слушаний, посвященных дорожный безопасности. Эта трасса, рассказал он, одна из лучших в Украине. Она ровная, достаточно широкая, имеет хорошую разметку и по ней можно "быстро и комфортно ехать". Несмотря на это, на этой хорошей дороге в прошлом году погибло 177 человек - или в среднем одна смерть на 4,5 км. "Когда вы в следующий раз будете ехать в направлении Львова и слушать музыку, помните: конец каждого музыкального трека означает, что здесь кто-то погиб. Сколько песен вы послушаете за время поездки, столько условных могил стоит на этом пути. Только за один год" , - сказал г-н Загреба депутатам. Две другие трассы, где погибает больше людей, - это Киев-Харьков и Киев-Одесса - более 70 смертей за прошлый год на каждой из них. Но кто виноват в этих авариях? По мнению господина Загребы, личную ответственность несут лидеры страны: президент и премьер-министр, не обеспечили должной дорожной инфраструктуры.

"Многие из здесь присутствующих возлагает ответственность на самих жертв ДТП - кто-то слишком быстро ехал, кто был нетрезв, и так далее. Я думаю, это бессмысленно", - говорит активист.

Недели безопасности

На традиционный вопрос, почему в Украине так много смертельных аварий, эксперт Виктор Козориз соответствует традиционной для многих экспертов фразой: "Потому что у нас нет системного подхода к этому вопросу". В Украине, например, существует сразу две государственные структуры, которые занимаются безопасностью движения: Управление безопасности движения (бывшая ГАИ) и Медицинский центр безопасности движения при Минздраве. Идея о том, чтобы этой темой занималось ведомство по охране здоровья, в Украину пришла с ООН, где за эти вопросы отвечает ВОЗ. Центр безопасности движения содержится в тусклом и тесном полуподвальном помещении возле главного офиса Минздрава в Мариинском парке, а его директор Юрий Черный, в разговоре часто употребляет слово "подсознание". "Нужна профилактическая работа с подсознанием каждого человека", - рассказывает он о "недели безопасности дорожного движения", которые проводит его ведомство. "Все украинское общество обязано проникнуться вопросам безопасности дорожного движения", - продолжает чиновник, рассказывая о профилактической работе в школах, садах и вузах.

Но Виктор Козориз Общества участников движения скептически оценивает эффективность таких "недель безопасности". "Мы участвуем в этих мероприятиях и поддерживаем их, потому что делается хоть что-то, - говорит харьковчанин. - Но это скорее имитация борьбы за безопасность дорожного движения. Эти недели неэффективны. Одними конференциями или показательными мерами не удается повлиять на общее состояние безопасности" . Он приводит пример: в прошлом году такой неделя была посвящена безопасности детей. Но детская смертность на дорогах с тех пор только возросло. Новое агентство?

Чтобы дело сдвинулось с места, Украине нужен независимый орган, который бы занимался только безопасностью на дорогах, говорит Козориз. Таким органом может стать Национальное агентство по безопасности движения, о создании которого говорится в зарегистрированном в Раде законопроекте №4275. Авторы проекта - более десяти парламентариев из разных фракций. Другой законопроект предлагает, чтобы на финансирование этого агентства шла треть всех уплаченных дорожных штрафов. "Каждая тысяча, вложенная в безопасность, будет в плюсе для экономики", - рассуждает господин Козориз. Он приводит опыт Сербии, где после начала работы такого органа смертность на дорогах снизилась.

Еще одна идея, заложенная в тот же законопроект, - уменьшить разрешенный порог превышения скорости с 20 км / ч до пяти. Другой документ, который может быть рассмотрен в Раде, предлагает увеличить штрафы за пьянство за рулем в три раза - с 3400 до 10200 грн. Если хотя бы кто-то из этих замыслов найдет поддержку в законотворцев, выражение "У каждого своя судьба" будет нести для украинцев немного больше оптимизма.

Источник: BBC Украина